23 февраля

План работы по самообразованию на 2023 – 2025 гг. «Финансово грамотный дошкольник – залог успешного будущего»

Цель: совершенствование условий для формирования у обучающихся дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 Онохойский детский сад «Солнышко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы по самообразованию

на 2023 – 2025 гг.

 

«Финансово грамотный дошкольник – залог               успешного будущего»

 

 

Составила воспитатель

высшей категории:

Соболькина Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Онохой 2023г.


Тема: «Финансово грамотный дошкольник – залог успешного будущего».

Цель: совершенствование условий для формирования у обучающихся дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь войти в социально- экономическую жизнь. Создание основ, для формирования финансово грамотного поведения обучающихся дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи:

1.   Проанализировать научную, методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме.

2.   Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций обучающихся.

3.   Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в дошкольном возрасте.

4.   Способствовать формированию первоначальных представлений у обучающихся о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.

5.   Привлечь родителей (законных представителей) к экономическому воспитанию дошкольников и совершенствованию предметно-развивающей среды.

6.   Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения обучающихся дошкольного возраста.

Сроки реализации: 2 года.

Предполагаемый результат: систематизировать полученный материал по выбранной теме через подготовку доклада на тему: «Финансово грамотный дошкольник залог успешного будущего». Анализ результата мониторинга и оформление его в виде отчета с таблицами и диаграммами. Оформить центр активности «Маленькие финансисты». Разработать конспекты ОД. Собрать картотеку наглядного материала. Организовывать тематические мероприятия с воспитанниками в соответствии с перспективным планом. Разработать интерактивные игры по формированию основ финансовой грамотности.

Актуальность.

Невозможно вырастить гармоничного развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка-товарно-денежным отношениям. Ребенок- дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие понятия как деньги, товар, цены экономить и так далее.

Поэтому проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности официально признана одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему дошкольного образования. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

 

Работу по формированию основ финансовой грамотности обучающихся дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

I  этап    Организационно-ознакомительный

-обнаружение проблемы;

-подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний;

-определение содержания и объема работы;

-изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов;

-подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала;

-создание предметно-развивающей среды;

-разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

II   этап     Основной

-предполагает внедрение в работу подготовленного материала;

- апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

III   этап      Заключительный

-предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы;

-самоанализ педагогической деятельности;

-анализ результативности решения противоречий.


План самообразования разработан для реализации в течении 2-х лет.

 

Учебный год

Участники образовательного процесса

С педагогами

С родителями

С обучающимися

 

 

 

 

 

2023-

2024

Сентябрь

Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами.

 

Октябрь

 

Анкета

«Отношение к

финансовой грамотности»

Цель: выявление уровня финансовой грамотности

педагогов и осознания необходимости грамотности в их жизни

Анкета

«Что такое финансовая грамотность?»

Цель: определить, на сколько родители заинтересованы в обучении детей основам финансовой грамотности

Диагностика

из парциальной авторской программы

«Академия финансов для дошколят» Цель: выявить уровень

экономического опыта у детей

 

Ноябрь

 

Консультация

«Взаимодействие педагогов и родителей в

вопросах воспитания финансовой грамотности

дошкольников»

Консультация

«Практические советы родителям по

формированию финансовой грамотности»

Подборка художественной

литературы и произведений

Декабрь

Круглый стол

«Дошкольник и экономика»

Консультация

«Зачем нужна ребенку

финансовая грамотность?»

НОД

«Знакомство с

денежными единицами


 

Цель: показать практические формы и методы работы с детьми по формированию основ

финансовой грамотности

 

разных стран»

Январь

Буклет

«Бюджет семьи, забота каждого»

Буклет

«От куда в нашем доме появляются деньги?»

Творческое задние «Что будет, если люди перестанут трудиться и работать?»

 

Февраль

 

Практикум «Умелые ручки»

Цель: привлечь педагогов к изготовлению атрибутов для игр

«Магазин», «Банк».

Консультация

«Воспитание

дошкольников посредством трудовой деятельности»

Игра - Викторина

«Азбука денег»

Март

Консультация

«Создание ППРС для формирования

финансовой грамотности» Цель: создать необходимые условия для финансового образования воспитанников.

Папка -передвижка

«Как мы планируем и тратим?»

Цель: привлечение родителей к теме, путем совместного творчества.

Подбор дидактических игр

по формированию финансовой грамотности

Апрель

Буклет

«Как правильно

сформировать привычки к деньгам у обучающихся»

Подборка художественной литературы и произведений для домашнего чтение и обсуждения.

К. И. Чуковский «Муха- цокотуха»;

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;

Ф. Хагер «Продавец и лось»; русская народная сказка «Как барин овцу купил»;

Г. Сапгир «Как лягушку продавали»;

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Просмотр познавательных мультфильмом по теме финансовой грамотности

Май

Подбор дидактических игр по формированию

финансовой грамотности

Родительское собрание

«Маленький экономист»

Цель: повысить уровень

Спектакль

«Сказка о монетах»

Цель: закрепить


   

педагогической и

финансовой культуры родителей

основные понятия у детей по финансовой грамотности через театрализованную деятельность.

 

2024-

2025

Сентябрь

Ситуативные задачи

«Рассуждаем и решаем» Цель: совершенствовать поисково - практические действия

Буклет

«Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка»

Сюжетно - ролевые игры

«Банк», «Магазин»,

«Аптека»

Октябрь

Консультация

«Дайте ребенку знания о деньгах»

Фотоколлаж

«Мы в магазине»

НОД по образовательной области

«Познавательное развитие» на тему

«Наше богатство»

Ноябрь

Консультация

«Квест-игра, как современная форма финансового просвещения в ДОУ»

Буклет

«Интерактивные игры для формированию финансовой грамотности у детей»

Решение и обсуждение ситуативных задач по теме               финансовой грамотности

Цель: формировать умение анализировать и находить верные пути решения

Декабрь

Аукцион идей Цель: обмен педагогического опыта, обретенного в ходе работы по данной теме

Рекомендация

«Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Детская мастерская

«Изготовление подарков»

Январь

Буклет

«Словарь финансовых терминов»

Консультация

«Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Подбор дидактических игр

по формированию финансовой грамотности

Февраль

Практикум

«Сказка,как средство экономического воспитания

дошкольников»

Знакомство родителей с экономическим словариком

Отгадывание загадок о профессиях

Март

Консультация

Совместная встреча с

Просмотр


 

«Создание ППРС для формирования

финансовой грамотности» Цель: продолжать создавать необходимые условия для финансового образования воспитанников

родителями и детьми

«Моя мама работает ...»

познавательных презентаций

на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус»

Апрель

Интеллектуальная игра

«В поисках сокровищ в стране финансов»

Буклет

«Правила бережливости»

Подборка художественной

литературы и произведений

Май

Подбор учебно- методической литературы

по теме финансовой грамотности

Анкета

«Что узнали и чему научились?»

Цель: оценить уровень приобретенных знаний у родителей и выстроить перспективу дальней совместной работы

Решение и обсуждение ситуативных задач по теме               финансовой грамотности

Цель:                      умение

обучающихся анализировать               и находить верные пути решения

Используемая литература:

1.   Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

2.   Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах.

Самара: Корпорация «Федоров», 1995. – с 112: ил. [Иллюстрации, игровые задания: Т. Проснякова].

3.   Власова И.В. Готовим ребенка к жизни // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.140.

4.   Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с